Одна из злободневных тем последних месяцев — скликивание бюджета в рекламных кампаниях (РК) на поиске Яндекса. Чтобы защитить клиентов от кликфрода, мы изучили вопрос. Делимся тем, о чем узнали и пользуемся сами.
Как понять, что рекламу скликивают
Скликивание конкурентов можно купить на бирже (цена перехода — до 10 руб.) или настроить через спецпрограмму. Кликфорд наиболее эффективен в тематиках с маленьким трафиком и значительной стоимостью клика — условно от 300 руб.
Есть два признака того, что рекламу скликивают:
- Вырастает % возвращенных средств за фрод в Директе и Google Ads. Система защиты отсеивает подозрительные клики, которые можно посмотреть через отчеты «Статистика по дням» и «Общая статистика». Отчеты отражаются в строке «Недействительные клики за весь выбранный период». В Ads эта информация располагается во вкладке «Столбцы».
- Число переходов без обоснований увеличивается. Меняются поведенческие показатели по некоторым группам объявлений.
Как работают сервисы защиты
Анализ сервисов защиты от кликфрода показал:
- ClickFrog не работает;
- ClickSease актуален для Google, но 100% результат не обеспечивает.
Небольшая польза от них все же есть. Сервисы блокируют подозрительные IP-адреса и площадки размещений в кампаниях Директа и Ads. Правда, при условии, что IP не динамические. Ведь в противном случае бот успевает сделать десятки кликов, прежде чем сервис внесет адрес в блэк лист и застопорит рекламу. После это бот меняет IP-адрес и продолжает скликивать объявление.
Что касается рекламы в КМС и РСЯ, для ее атаки используют разнообразные места размещения. Из-за этого сервисы автозащиты не видят подозрительные площадки и не блокируют их.
В Ads допускается блокировать до 500 IP-адресов, в Директе — 25 единовременно в одной кампании. Ограничение легко обойти, купив 500 IPv4 адресов. Их стоимость около 10 000 руб.
Пока существует два способа ограничить скликивание:
- Ограничить показ рекламы для мошенников и ботов.
- Остановить на время группы объявлений и ключевые слова, подвергшиеся атаке.
Ограничение показа рекламы для некоторых аудиторий
Вычислите аудиторию, скликивающую бюджет. Выделите паттерны поведения пользователей: например, фрод ежедневно кликающий с Windows 7 в определенные часы — признак бота. Объедините «пользователей» с похожим поведением и выставьте корректировку ставок 100% в атакуемых РК.
Подход зарекомендовал себя в рекламной кампания нашего клиента. Мы сделали следующее:
- Определили схожие поведенческие признаки пользователей. В нашем случае скликивание случалось в одно и то же время с устройств с одинаковым разрешением экрана.
- Выделили сегмент аудитории в Метрике и исключили его для показов в Яндексе.
- Создали новый сегмент в Метрике и ввели в него пользователей:
- заходили на сайт больше 10 раз за месяц;
- минимум дважды переходили на сайт по рекламе;
- не переходили на сайт из поиска;
- исключили тех, кто совершил конверсию на сайте.
Получилась маленькая аудитория пользователей, каждый из которых кликнул по рекламе 8 раз в среднем и ничего не заказал. Благодаря последнему действию мы урезали расходы на клики от конкурентов и тех, кто часто заходит, но ничего не покупает.
Защититься от кликфрода полностью невозможно. Поэтому в нынешних реалиях можно минимизировать расходы на мошеннические действия, используя сервисы и указанные способы.